- ТЕКСТ
- вокальных (светских) композиций почти всегда написан в стихотворной форме, или по крайней мере метрически размерен. Впрочем, для речитатива это менее обязательно; известны даже примеры крупных вокальных сочинений на простую, метрически не размеренную, прозу (акт "Женитьбы" Мусоргского на текст Гоголя). Церковные песнопения нередко писались и пишутся на прозаические т-ы священ. писания и молитв. Что касается рифмы в т-е вокальных композиций, то она для музыки (кроме разве комической) имеет очень мало значения и против обязательности ее в оперном т-е восставал еще Моцарт. В т-е, хорошо в декламационном отношении положенном на музыку, главнейшие грамматические и особенно логические ударения должны совпадать с музыкальными акцентами; на это обыкновенно мало обращается внимания при переводах с иностранных языков, вследствие чего вещь, сильная в оригинале, нередко производит слабое впечатление в переводе. Повторение слов т-а в старинных композициях было самым обычным делом и сплошь и рядом доходило до смешного; ныне такие злоупотребления встречаются гораздо реже. Совершено восставать против повторения слов вряд ли основательно. Если даже лирический поэт повторяет для усиления выразительности отдельные слова, то тем более это право должно быть предоставлено композитору; конечно, повторения уместны только тогда, когда не портят смысла фразы, и вообще подчеркивают только то, что достойно быть подчеркнутым. Текст оперы назыв. либретто.
Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. Г. Риман, Ю.Д. Энгель. 1904.